Усембаева Д. К., отличник образования РК, школа-лицей №59, г.Астана

Усембаева Д. К.,
отличник образования РК, школа-лицей №59, г.Астана
МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ
КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация учащихся, которая является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего. Возникает вопрос, можно ли помочь ученику приобрести интерес к знаниям и школе?
Еще Сократ разработал свой процесс мотивации, а Аристотель выделил ряд причин, побуждающих человека к действию. Говоря о мотивации, надо определить понятие мотива. Мотив – это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанной с удовлетворением определенной потребности. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Главным звеном мотивации является побуждение – поведенческое проявление удовлетворения своих потребностей. Потребность в познании и понимании является когнитивной потребностью человека. Она связана с потребностью в истине, влечением к неопознанному. Эта потребность тесно связана с мотивацией обучения.
Мотивационными процессами в обучении учеников можно и нужно управлять: создавать условия для развития внутренних мотивов, стимулировать детей.
Как надо мотивировать ученика, чтобы его обучение принесло желаемые эффекты и пользу не только ему, но и обществу? Более сложными оказываются случаи, когда у ребенка ярко выражено
отрицательное отношение к школе и нежелание учиться.
Моя практика показывает, что это бывает в тех случаях,
когда ребенок не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности, и у него сформировалась своеобразная установка на «отказ от усилия». А также у детей, в которых заранее сформировали страх перед школой; у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе. Бывает, когда у детей более сильными остаются игровые мотивы. Это проявляется, в частности, в том, что во время выполнения заданий, ребенок часто отвлекается. Он производит впечатление крайне невнимательного, в то время как в игре, он может быть очень сосредоточенным.
Для формирования у детей учебной мотивации требуется специальная педагогическая работа, а именно, воспитание положительного отношения к учению. Таким образом, мощным инструментом выработки интереса к учебе у школьников является целенаправленная работа учителя по формированию внутренней мотивации ученика.
Ребенка можно мотивировать, используя методику «Семь главных ключей», которая включает в себя:
1) «Ключ согласования» — с помощью него, я организовываю процесс обучения с учетом потребностей, физиологических и возрастных особенностей детей.
Материал урока должен быть интересен детям. Согласование расписания с особенностями возраста. Согласование темпа урока со скоростью работы всех детей (возможность успешной работы медленнее реагирующих детей). Согласование моих усилий с усилиями родителей и всем окружением ребенка.
2) «Ключ разнообразия» — внесение мной неожиданных элементов в привычные схемы действий, заданий. Варьирование мной несущественных и существенных признаков в заданиях, подача заданий в сказочной, игровой форме. Изменение «внешней среды» класса (изменение расстановки парт для разных уроков, обновление наглядных пособий). Разнообразие ритма, тона, в котором я могу вести урок.
3)«Ключ опережения». «Перспективная подготовка» — начало попутного прохождения трудной темы. Задания за пределами школьной программы (выпуск тематических газет, участие в конкурсах, олимпиадах).
4) «Ключ наглядности». Достигаю наглядности учебного материала с помощью компьютера, мультимедийного проектора (в т.ч. видео и аудио-материалов). «Предметная наглядность» — использую реальные вещи и предметы, иллюстрирующие учебный материал. Использую сюжетную наглядность (задача в контексте сюжета). «Театрализованная» наглядность (использование элементов кукольного театра в обучении, создание театрализованных фрагментов урока).
5) «Ключ поэтапности» — материал изучается детьми поэтапно (технология поэтапного формирования умственных действий Гальперина). Основные этапы обучения: ознакомление с материалом, проговаривание, внутреннее оперирование знаниями. Шаги подачи материала: «закладываю ресурс» — опережающее обучение; «делаю эмоциональную подводку» — излагаю материал в яркой, увлекательной форме. Воспроизведение материала в работе с опорными конспектами, схемами, плакатами.
6) «Ключ самостоятельности». В ходе урока я передаю часть своих функций детям или сказочным героям. «Провожу» обучение и воспитание через «сказочных и живых посредников».
7) «Ключ коллективизма». «Эффект коллективизма» — правила, принятые коллективом. Они облегчают организацию работы на уроке.

Время объективно требует изменения роли и места учителя в учебном процессе. Ученик должен быть действующим лицом, а учитель – его партнером в обучении и развитии. Учебно-воспитательный процесс должен базироваться на психолого-педагогическом проектировании развития каждого ребенка, на создании мотивации, на субъектно-субъектных отношениях участников обучения. Установив для себя правила, приведенные выше, вы сможете дать своему ученику возможность быть ответственным за свои действия, научите его доверять вам, сможете контролировать ситуацию. Проговаривайте спорные моменты с детьми, не решайте их в одностороннем порядке. Ребенку необходимо создать установку на результат, которого не бывает без труда. Очень важно предоставить ученику возможность проявить самостоятельность, так как она является одной из важнейших составляющих успеха. В чем же заключается самостоятельность школьника? По мнению многих педагогов, самостоятельность школьника заключается, прежде всего, в умении ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без побуждения извне, когда учитель или родители повторяют: «Делай это…», «Делай так…». Ребенок должен делать что-то по собственному осмысленному побуждению: «Мне нужно это сделать…», «Мне это интересно…». Здесь важны такие качества ученика, как интерес, инициатива, познавательная активность, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Именно в этом случае у школьника может быть сформирована мотивация к обучению. И так как она не является постоянной величиной, может изменяться в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения. Но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы «заинтересовать» школьными дисциплинами. У каждого человека есть силы, благодаря которым, он способен учиться. И очень досадно, что эти силы не всегда направлены на учебу. Но все можно изменить к лучшему, в том числе, и отношение школьника к учебе. Необходимо лишь направить ученика, предоставить ему самостоятельность и развить в нем понимание цепи мотивационного взаимодействия.
Очень важен в учебной деятельности школьника навык самоконтроля. Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается, а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше.
Поиграйте вместе с учеником в игры, где он педагог и проверяет ваше задание. Школьник должен знать, как проверить правильность заданий, как искать по словарю написание слова, как проверить содержание параграфа. Именно в учении начинают складываться многие деловые качества ребенка, которые затем ярко проявляются в подростковом возрасте. От них зависит мотивация достижения успехов.
Большую роль играет обдуманная система поощрений ученика за успехи. Причем не те успехи, которые достаются ребенку легко, а те, которые трудны и полностью зависят от усилий, затраченных учеником на выполнение этого вида деятельности. Мотивация к обучению в этом случае будет только увеличиваться.
Также важным моментом является то, верит школьник в свои успехи или нет. Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ученика в свои силы, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний ученика, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием. Ведь если ученика, который и так чувствует свою слабость, еще понукать, то вы не только не сможете сформировать у него мотивацию к обучению, но и уничтожите весь интерес к учебе, который у него был. Ведь школа – по меткому определению Р. Ингерсолла, «место, где шлифуют булыжники и портят алмазы».
Резюмируя свое выступление, рекомендую правила эффективного обучения:
- Повторение облегчает запоминание. Сформулируйте свою мысль, скажите ее другими словами и потом еще раз повторите то, что вы уже сказали.
- Логично изложенный и хорошо структурированный материал лучше запоминается и дольше сохраняется в памяти.
- Теоретические блоки должны быть достаточно короткими, после чего материал следует закреплять на практике.
- Иллюстрируйте основные мысли примерами.
- Ученики запоминают предметы, схемы и рисунки лучше, чем определения и описания.
- Простые иллюстрации и примеры запоминаются лучше, чем сложные.
Правила подачи материала, облегчающие усвоение:
- от известного к неизвестному;
- от простого к сложному;
- от конкретного к абстрактному;
- от наблюдения к рассуждению, от примеров к теории;
- от общего к частному и обратно к общему.
Не ждите, что ученик сразу научиться принимать правильные решения, находить верный ход действий. Да это и не является обязательным условием для формирования у школьника желания учиться. Прежде всего, нужно дать ему понять, что его успех зависит в большей степени от него самого – его инициативы и самостоятельности.

Литература:
1.Миронова М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя. — Вопросы психологии. 1998. – 175 с.
2.Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. — М.: Просвещение, 1986. – 237 с.
3. И.А. Каиров, Ф.Н. Петров и др., Педагогическая энциклопедия. Т.4. — М.: Советская энциклопедия, 1968. – 39с.
4.Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978. – 193 с.
5.Маркова А.К. Психология труда учителя: — М.: Просвящение, 1993. – 245 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>